Посольство Российской Федерации в Республике Абхазия
Тел.: +7 840 2263693, +7 840 2260491
/
ru

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Государственная услуга предоставляется соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом и обратившимся в консульский отдел Посольства в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Информация о государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

1. Понятие соотечественника. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.05.1999 №99-ФЗ соотечественниками являются следующие категории лиц:

  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (примечание: постоянное проживание за рубежом предполагает отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории России и наличие постоянного вида на жительство на территории Абхазии либо гражданства Абхазии);
  • лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

2. Кто может принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 №1289 принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмме) может любой соотечественник, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • дееспособность;
  • трудоспособный возраст (старше 18 лет и младше 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин);
  • постоянное проживание за рубежом (наличие постоянного вида на жительство на территории Абхазии либо гражданства Абхазии, и отсутствие регистрации по месту жительства в России).

Членами семьи участника Госпрограммы, совместно с ним переселяющимися для постоянного проживания на территорию Российской Федерации, могут являться:

  • супруга (супруг);
  • дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);
  • дети супруги (супруга) участника Государственной программы;
  • родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);
  • дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.

3. Как принять участие в Госпрограмме.

Для принятия участия в Госпрограмме необходимо:

  • выбрать субъект Российской Федерации, участвующий в Госпрограмме;
  • ознакомиться с региональной программой переселения выбранного субъекта Российской Федерации, в т.ч. обратить внимание на возможные дополнительные требования, предъявляемые в данном регионе (например, уровень образования);
  • выбрать вид деятельности, планируемой к осуществлению на территории упомянутого субъекта;
  • подать в консульский отдел комплект необходимых документов.

4. Виды деятельности, разрешенные участникам Госпрограммы к осуществлению на территории Российской Федерации.

Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

  • осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;
  • получать профессиональное образование, в том числе послевузовское и дополнительное образование;
  • заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;
  • заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;
  • вести личное подсобное хозяйство;
  • заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

5. Комплект необходимых документов.

Для участия в Госпрограмме соотечественник лично подает в консульский отдел Посольства:

  • заявление. Заявление заполняется разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета либо на компьютере, без помарок и исправлений;
  • оригиналы и копии документов, удостоверяющих его личность;
  • оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, включенных в заявление;
  • оригиналы и копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  • оригиналы и копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

6. Информационные ресурсы.

Более подробную информацию можно найти на  официальном сайте ГУ по вопросам миграции МВД России, а также через Автоматизированную информационную систему "Соотечественники". Рабочая группа: +7(495) 184-02-25.

* * *

Лицо, желающее принять участие в Государственной программе, должно быть признано в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественником, проживающим за рубежом. 

Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача соотечественником заявления на бумажном носителе непосредственно в консульский отдел Посольства.

Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р.

При подаче заявления в консульский отдел Посольства лично соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет в оригинале и копии следующих документов:

  • удостоверяющие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  • о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  • об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются);
  • 2 фотографии соотечественника в черно-белом либо цветном исполнении размером 35х45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Оформленные на территории иностранных государств документы должны быть снабжены апостилем либо легализованы. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.

Соотечественник несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении.

Соотечественник вправе предоставить указанные документы и информацию по собственной инициативе.

Прикрепленные к заявлению, направленному в консульский отдел Посольства для предварительного рассмотрения, электронные копии документов должны быть пригодными для прочтения, полностью и четко отражать внешний вид и содержание оригиналов документов, в том числе имеющиеся в них буквенные и цифровые надписи, изображения (фотографические, графические, табличные и иные), печати, подписи.

Основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

  • нарушение требований к форме и/или содержанию заявления участника Государственной программы;
  • текст заявления не поддается прочтению;
  • отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов;
  • представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом;
  • в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны не разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

Предоставление государственной услуги приостанавливается в случае, если в заявлении выявлены ошибки или неточности принципиального характера. Для возобновления государственной услуги соотечественнику необходимо повторно подать заявление.

 В случае выявления ошибок или неточностей в заявлении или разночтений между оригиналами документов и их копиями, заявление списывается, а соотечественнику предлагается устранить недочеты и повторно подать заявление.

Свидетельство участника Государственной программы оформляется и выдается после его согласования компетентным органом территории вселения.

Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи заявления.

Оформление свидетельства участника Государственной программы осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.

Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы, и члены их семей могут оформить обыкновенные частные визы на срок до трех месяцев. Основанием для получения виз является свидетельство участника Государственной программы, а для членов семьи участника – вышеуказанное свидетельство или его копия, верность которого засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом участникам Государственной программы и членам их семей, являющимися гражданами или проживающими на территории недружественных государств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р, обыкновенная частная виза может быть выдана в любой третьей стране по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, принятому на основании их письменного заявления. Предоставление документов, подтверждающих наличие у них разрешения на непрерывное пребывание в третьей стране более 90 дней, в таком случае не требуется.