Посольство Российской Федерации в Республике Абхазия
Тел.: +7 840 2263693, +7 840 2260491
/
ru

Комментарий Посольства Российской Федерации в Республике Абхазия

26 июня 2018 года в Грузии опубликовали так называемый список «Отхозория – Татунашвили», в который вошли 33 гражданина Республики Абхазия и Республики Южная Осетия за некие «прегрешения» перед грузинским законодательством. Причем составители данного опуса даже не удосужились проверить, живы ли все эти люди.

В современном мире разного рода санкций, информационных войн и тарифных ограничений, наверное, нет смысла повторять тезисы о полной бессмысленности попыток силового давления. Тем более, со стороны государства, которое в одночасье возомнило себя выше других и умудрилось не только потерять свою целостность, но и испортить отношения практически со всеми входившими в его состав нациями и народностями. Явно не лучшие времена переживает это государство и сегодня, продолжая портить и без того не радужные отношения с соседними странами.

Естественно, что в Республике Абхазия люди задаются вопросом, а в чем смысл данного «списка», почему он вдруг появился на свет именно сегодня, а не, скажем в мае 2016 года. Новый министр иностранных дел Грузии Д.Залкалиани, опытный и известный в определенных кругах дипломат, заявил, к примеру, что «список направлен на пресечение беззакония, которое имеет место на оккупированных территориях» (цитата по «Эху Кавказа» от 27 июня 2018 г.). Только он забыл, что грузино-абхазская граница уже 10 лет де-юре проходит по Ингуру, а де-факто гораздо больше. Соответственно, грузинские «списки» не могут быть направлены на «пресечение беззакония» нигде, кроме как территории самой Грузии. Ну и еще в 2012 году международные профессоры права наглядно доказали г-ну Залкалиани в Женеве, что использовавшийся ранее режимом Саакашвили термин «оккупированные» территории никак не может быть применен к суверенным территориям и государствам Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Понятно, что к международному праву «список» никакого отношения не имеет и является очередной популистской «уткой» грузинской демагогии.

Жаль, однако, что философские упражнения грузинских политиков на практике могут привести к слому выверенных и утвержденных с участием грузинской стороны международных механизмов. Как известно, 27 июня состоялась очередное заседание совместного механизма предотвращения и реагирования на инциденты (МПРИ) в абхазском г.Гал. Согласно официальному пресс-релизу Офиса ООН от 27 июня 2018 г. (о котором грузинская сторона стыдливо умалчивает), в ходе встречи ситуация на местах в области безопасности была оценена как «спокойная и стабильная». Все участники подтвердили важность и полезность формата МПРИ. Однако из-за разногласий по одному из пунктов повестки встреча в Гале «не могла быть завершена».

Из грузинских СМИ мы, однако, узнаем, что, как заявили по возвращении из абхазского Гала представители грузинской делегации, встреча МПРИ была «сорвана по инициативе российской и абхазской сторон». Интересно, какой логикой руководствуются в Тбилиси? Что «список» разработала и представила российская сторона? Или абхазская? И по странному совпадению аккурат накануне встречи в Гале.

«Дело Отхозории» было официально закрыто в Республике Абхазия еще в прошлом году, в том числе ввиду недостаточности представленных Тбилиси «доказательств». Форматы Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье и МПРИ в Гале осуществляют свою деятельность на основе консенсуса и равноправного участия всех сторон, в данном случае, в первую очередь Республики Абхазия и Грузии. Внесение этого вопроса грузинской стороной в повестку дня уже давно стало очевидным анахронизмом.

Полностью разделяем мнение МИД Республики Абхазия о том, что появление «списка» в очередной раз продемонстрировало агрессивный характер политики грузинского руководства в отношении Абхазии и ее граждан. И если в Тбилиси считают, что встреча в Гале 27 июня была сорвана, то это случилось как раз по инициативе нового грузинского правительства, пытающегося в отсутствие мало-мальских успехов на социально-экономическом поприще в своей стране списать все невзгоды на своих суверенных соседей. Этот номер не пройдет.

Российская сторона твердо привержена утвержденным международным форматам Женевских дискуссий и МПРИ на абхазско-грузинской границе и готова к продолжению максимально конструктивной работы в их рамках со всеми партнерами. Рассчитываем, что давно ожидаемое от Грузии согласие на принятие в Женеве заявления о неприменении силы станет реальным доказательством, действительно, мирных намерений грузинской стороны.

Что же касается, собственно, пресловутого «списка», то, надеемся, все заинтересованные в мире и стабильности на Южном Кавказе стороны прекрасно понимают всю надуманность, искусственность и политизированность его появления на свет в условиях явных успехов Республики Абхазия в построении современного демократического государства и расширении круга своих международных союзников. А пополнение «списка» должно, безусловно, включить истинных виновников событий августа 2008 года в Закавказье – М.Саакашвили и его «военачальников» Д.Кезерашвили, З.Гогаву и М.Курашвили. Это – как минимум.

г. Сухум, 28 июня 2018 года